Стоит ли покупать акции компании Аэрофлот — какие есть подводные камни

Лучшее время для инвестирования в компанию – период, когда она испытывает трудности. Именно это происходит со всеми представителями авиаотрасли в 2020 г. Открытие позиции в момент низких котировок дают возможность увеличить свой капитал при последующем росте цены. Но далеко не всем эмитентам удается восстановиться. Открытие позиции на просадках – большой риск. Поэтому, прежде чем решить, стоит ли покупать акции «Аэрофлота», нужно изучить его перспективы.

«Аэрофлот»: краткий обзор

В группу «Аэрофлота», помимо одноименного перевозчика, входят авиакомпании:

  • «Аврора»;
  • «Россия»;
  • «Победа».

Последняя представляет собой лоукостер. Именно она внесла наибольший вклад в увеличение пассажиропотока группы в 2019 г. Кроме того, за январь-август 2020 г. у нее этот показатель снизился всего на 22% относительно аналогичного периода 2019 г. Для других участников группы падение составляет более 50%.

Главный акционер – государство. Ему принадлежит 51,2% уставного капитала. Приведенная ниже диаграмма отражает ситуацию, сложившуюся до момента допэмиссии. Чтобы РФ сохранила свою долю, «Росимущество» приобретет еще 970 млн акций.

Акции в свободном обращении

Суммарный (внешний и внутренний) пассажиропоток группы в 2019 г. по сравнению с 2018 г. вырос на 9%. Он составил 60,7 млн чел. Эта цифра почти в 3 раза превышает показатели ближайшего конкурента группы S7. В 2020 г. преимущество сократилось в 2 раза. Это произошло потому, что «Сибирь», в отличие от «Аэрофлота», потеряла всего 14% клиентов.

Структура выручки «Аэрофлота» за 2019 г.:

  • 87,7% приходились на долю пассажирских перевозок;
  • 2,8% – транспортировка грузов;
  • 9,5% – прочая выручка.

Прочая выручка – в первую очередь роялти. Это плата, которую вносят иностранные авиакомпании за право пролета над территорией России. Другие перевозчики нашей страны этой графы доходов не имеют.

Причины падения котировок «Аэрофлота»

Нисходящий тренд в акциях «Аэрофлота» начался еще в 2017 г. Он был спровоцирован большой перекупленностью – в тот период котировки достигли своих исторических максимумов. Важным фактором взрывного роста стали не собственные успехи перевозчика, а уход с рынка важного конкурента – «Трансаэро».

Первым триггером падения стал отчет за 9 месяцев 2017 г. Он показал, что прибыль «Аэрофлота» уменьшилась на 38%. Следующим негативным фактором стал рост цен на авиакеросин. Он привел к росту затрат и еще больше снизил чистую прибыль. В результате этого весной 2018 г. началась вторая волна падения котировок.

После этого акции «Аэрофлота» перешли в боковик. Попытка роста в начале 2020 г. была прервана обвалом рынка, связанным с эпидемией коронавируса. Ограничения на международные перелеты не позволили котировкам перевозчика продемонстрировать V-образное восстановление.

Дополнительное давление оказала новость о допэмиссии акций. Такие события негативно воспринимаются рынком. Поэтому накануне SPO акции снова пошли вниз. Ниже приведен график котировок за последние 3 года.

Котировки акции Аэрофлот

Фундаментальные факторы

На начало 4 кв. 2020 г. у «Аэрофлот» следующие показатели:

  • чистый убыток за первое полугодие 29,2 млрд руб.;
  • чистый долг 649,6 млрд руб.;
  • мультипликатор Долг/Ebitda 5,81.

Основной рост долгов «Аэрофлота» пришелся на первое полугодие 2020 г. Несмотря на уменьшение количества рейсов, компания не может резко снизить расходы. Это обусловлено особенностями ведения бизнеса. Главная причина – самолеты приобретаются в лизинг и платежи должны вноситься равномерно. Дополнительные факторы – необходимость платить заработную плату персоналу, обслуживать и заправлять транспорт даже при незаполненных рейсах.

Несмотря на то, что выручка «Аэрофлота» росла последние 4 года, ему не всегда удавалась закончить квартал с прибылью даже до начала пандемии. Например, в 4 кв. 2019 г. был получен убыток в 6,7 млрд руб.

Факторами дальнейшего падения акций компании служат:

  • ухудшение эпидемиологической ситуации;
  • слабость национальной валюты;
  • низкая платежеспособность большей части населения.

Дополнительный риск – планы Минэкономразвития, согласно которым к 2023 г. каждый второй самолет в парке «Аэрофлота» должен быть российского производства. У инвесторов есть опасения, что эта техника окажется менее рентабельной.

Также нельзя забывать, что в случае отмены роялти «Аэрофлот» превратится в убыточную компанию. Его чистая прибыль за 2019 г. была в 2 раза ниже суммы, полученной от иностранных перевозчиков. Но такое событие маловероятно.

Перспективы

Начало тенденции к росту котировок инвесторы связывают с завершением пандемии. Поэтому покупать акции «Аэрофлота» стоит только тем, кто готов ждать прибыли несколько лет. По прогнозам экспертов, возврат объемов международного авиасообщения к докризисному уровню произойдет не раньше 2 кв. 2021 г. Наиболее вероятный срок полного восстановления авиаотрасли – 2024 г. Перспективы роста котировок к тому моменту – до 100%.

Эксперты компании БКС ожидают, что в связи с выходом на SPO котировки акций могут опуститься до 60-65 руб. Дальнейшее падение возможно в случае новых запретов на авиасообщение, связанных со второй волной коронавируса.

Банкротство «Аэрофлота» маловероятно, даже при продлении ограничений на международные перелеты. Во-первых, правительство РФ окажет ему максимальную поддержку в трудной ситуации. Во-вторых, благодаря допэмиссии акций компания сможет привлечь достаточно средств для поддержания платежеспособности.

Но с точки зрения технического анализа акции выглядят непривлекательно. Уровень в 70 руб. за бумагу был пробит в ожидании SPO. Следующая сильная поддержка – 63 руб. Говорить о позитивной тенденции можно будет после того, как котировки вернутся к значению в 70 руб.

Дивиденды «Аэрофлота»

Большинство долгосрочных инвесторов ориентированы на создание постоянного источник дохода. «Аэрофлот» нельзя отнести к подходящим для этого эмитентам. Его дивидендная политика предполагает выплату только 25% чистой прибыли. Но в 2016-2018 г. акционерам было перечислено 50% от этого показателя. Это обусловлено требованиями правительства к госкомпаниям.

Несмотря на это, за 2018 г. держатели бумаг «Аэрофлота» получили всего 2,69 руб. на акцию. Это дало доходность 2,7%. В связи с пандемией руководство компании приняло решение отказаться от выплат за 2019 г. На графике ниже приведены сведения о дивидендах за 2008-2019 гг. по данным с сайта авиакомпании.

Дивиденды Аэрофлота

Ожидать, что в ближайшие 3-5 лет «Аэрофлот» начнет стабильно платить акционерам, нельзя.

Нет сомнений в том, что компания переживет пандемию и вернется к прежнему пассажирообороту. Но нельзя однозначно ответить на вопрос, стоит ли покупать акции «Аэрофлота» осенью 2020 г. Бумаги выглядят перспективными только для долгосрочных инвесторов, готовых ждать восстановления котировок к докризисным значениям в течение 3-5 лет и незаинтересованных в стабильных дивидендных выплатах.

По мнению экспертов, отсчетной точкой восстановления авиаотрасли станет новость о начале полномасштабной вакцинации от коронавируса по всему миру. До этого момента акции авиаперевозчиков остаются высоко рискованным активом.

Расскажите в комментариях, когда по вашему мнению акции «Аэрофлота» вернутся к стабильному росту.

Об акциях Аэрофлота дополнительно в видео: