Бюджетное правило простыми словами

Бюджетное правило – это ограничение, которое учитывается Правительством страны при планировании государственных расходов. Цель его введения – создание фонда, который поможет органам власти сохранить возможность выполнять свои обязательства при резком падении доходов.

Как сформулировано бюджетное правило

Согласно действующим с 2018 г. нормам максимальный расход российского бюджета определяются по формуле:

Формула расчета норм максимального расхода российского бюджета

Расшифруем:

  • Д1 — объем нефтегазовых доходов, рассчитанный исходя из базовой цены барреля;
  • Д2 — доходы, не связанные с экспортом углеводородов;
  • % — стоимость обслуживания госдолга.

К нефтегазовым доходам бюджета относятся 2 статьи:

  • налог на добычу любого вида углеводородов;
  • экспортные пошлины на газ, сырую нефть и продукты переработки.

Профицит, возникший благодаря разнице между текущей стоимостью нефти и величиной, принятой за базовую, поступает в Фонд Национального благосостояния (ФНБ). Когда котировки барреля опускаются ниже порогового значения Центробанк должен приступить к продаже валюты. Полученные деньги будут направлены на компенсацию дефицита бюджета. Сумма, извлекаемая из ФНБ в год, не может быть больше, чем 1% от ВВП страны.

Изначальная базовая цена нефти при разработке правила в 2017 г. была зафиксирована на уровне $40 за баррель. Каждый год эта величина индексируется на 2%. Поэтому в 2020 г. ЦБ должен покупать валюту, когда стоимость бочки черного золота превышает $42,4, и продавать, когда котировки опускаются ниже этих значений. При этом, в качестве индикатора используется стоимость марки Urals, которая традиционно торгуется с дисконтом относительно Brent. Ниже приведена динамика среднегодовой стоимости барреля за 2004-2019 гг.

Динамика среднегодовой стоимости барреля нефти за 2004-2019 гг

Также в 2017 г. было введено понятие базовой экспортной цены на газ. Это показатель рассчитывается ежегодно по следующей формуле:

Формула расчета базовой экспортной цены на газ

Где G и N – базовая цена газа и нефти, а Gr и Nr – прогнозная экспортная цена этих видов сырья на следующий год.

Бюджетное правило устанавливает, что ФНБ должен формироваться до тех пор, пока его размер не превысит 7% от ВВП. После этого средства могут направляться на инвестиционные проекты. Впервые решение о расходовании части денег было принято в 2020 г. В апреле этого года 2,139 трлн руб. было выделено на покупку акций Сбербанка.

История бюджетного правила в России

В 2001 г. благодаря резкому росту стоимости нефти в России образовался профицит бюджета. В этот момент было озвучено намерение сохранить избыток средств на будущие годы, когда ситуация на мировом рынке снова станет неблагоприятной. Однако это не привело к формированию строгого правила, которое должно было бы соблюдаться при планировании государственных расходов.

Идея создания резерва, пополняемого за счет разницы между текущей стоимостью углеводородов и величиной, при которой не возникает дефицита бюджета, впервые была реализована в 2004 г. Эти накопления получили название Стабилизационного фонда. Отчисления в него должны были поступать, если цена барреля на мировых площадках превышала $20. Этот цифра с годами увеличивалась на основе прогнозов экспертов.

Пересмотр бюджетного правила произошел в 2008 г. Стабилизационный фонд был разделен на 2 новых структуры:

  1. Резервный фонд, из которого при падении цен на нефть должен был бы компенсироваться дефицит бюджета.
  2. Фонд национального благосостояния, созданный для финансирования ПФР.

Кроме того, правительство отказалось от базовой цены нефти и перешло к формированию бюджета на основе концепции ненефтегазового дефицита. Этот показатель не должен был превышать 4,7% от прогнозируемого уровня ВВП. Все доходы от углеводородов, которые оставались после его компенсации, направлялись в резерв.

В 2013 г. произошел возврат к бюджетному правилу, основанному на базовой цене нефти. При этом изменился принцип определения порогового значения. Его начали рассчитывать на основе статистических данных о котировках за предшествующее десятилетие. В 2014 г. общенациональный фонд пополнялся, если стоимость черного золота была больше $92.

Зачем нужно бюджетное правило и работает ли оно

Бюджетное правило было введено, чтобы разрушить взаимосвязь между курсом рубля и стоимостью нефти. Его соблюдение дало возможность создать финансовый резерв, способный компенсировать дефицит бюджета, возникающий при падении котировок углеводородов. Наличие такого валютного запаса позволяет сохранять стабильность внутриэкономических условий и проводить ранее намеченные социальные программы даже на фоне падения цен на черное золото.

Подобное ограничение не является изобретением российского правительства. Оно успешно применяется в ОАЭ и других странах, основу доходов которых составляет экспорт нефти. В Норвегии с момента введения бюджетного правила прошло 30 лет. Размер ее национального фонда вдвое превышает ВВП.

Согласно международному опыту, создание подушки безопасности на уровне государства в периоды высоких цен на углеводороды – лучший способ обеспечить стабильность экономики стран, живущих за счет их экспорта. Однако говорить о том, что эта задача полностью решена в России, пока не приходится. Ниже на графике представлена динамика котировок за последние 5 лет. На нем хорошо видно, что как только стоимость нефти падает, курс доллара возрастает.

Динамика котировок за последние 5 лет (нефть и доллар)

Однако нельзя однозначно утверждать, что соблюдение бюджетного правила оказалось бессмысленным. Например, в марте 2020 г. максимальная стоимость американской валюты составляла 80,87 руб. при цене нефти марки Brent, спускавшейся ниже $25. В декабре 2014 г. котировки находились в районе $50 за баррель. При этом, доллар взлетал практически до тех же уровней.

Это говорит о том, что биржевые игроки надеются, что страна преодолеет сложившийся кризис с минимальными потерями. Основания для этого им дает ФНБ, размер которого превышает 12 трлн руб. По прогнозам накопленного капитала должно хватить на 6-10 лет при цене барреля не ниже $25.

Критика бюджетного правила

Правительство любой страны, проводящей политику создания резервных фондов за счет нефтегазовых доходов, подвергается критике со стороны противников бюджетного правила. Их ключевые тезисы:

  • средства, полученные благодаря высокой цене углеводородов, нужно тратить на инвестиции в развитие отраслей, не связанных с добывающей сферой;
  • стабильность доходов бюджета должна быть обеспечена за счет ненефтегазовых источников;
  • направление средств в резервный фонд в ущерб развитию экономики не позволяет увеличить темпы роста ВВП.

Критикуется формирование резервного фонда и сторонниками социальной справедливости. По их мнению, аккумулируемые средства нужно тратить на повышение уровня жизни граждан.

Некоторые российские экономисты отрицательно оценивают тактику регулярных закупок валюты. По их мнению, она оказывает перманентное давление на рубль, не давая ему вернуться к комфортному для граждан страны курсу даже в периоды стабилизации мирового рынка нефти. При этом, не менее резкую критику вызвали и валютные интервенции, которые были начаты в марте 2020 г., в соответствии с бюджетным правилом.

О бюджетном правиле в России дополнительно можно узнать из тематического видео:

Читайте также: Облигации федерального займа для населения (ОФЗ-н)