Портал новостей финансовых рынков
Погода в Москве:
FxStock.su » Новости мира » Почему растет общественное недовольство инфраструктурными проектами

12-07-2019, 11:30Почему растет общественное недовольство инфраструктурными проектами

Почему растет общественное недовольство инфраструктурными проектами
12 июля. В России растет число судебных споров, попыток расторгнуть концессионные соглашения или просто заморозить инфраструктурные проекты государственно-частного партнерства (ГЧП). Это связано с информационными рисками из-за распространения, утаивания или искажения информации о проекте, говорится в обзоре «Гипериона» и You & Partners при поддержке «Инфраструктурного клуба» и Высшей школы экономики.

Как оценивает координатор «Инфраструктурного клуба» Артур Щеглов, такие риски в последние годы реализовывались в проектах с общими инвестициями более чем 250 млрд руб., пишут «Ведомости».

Одни из самых громких протестов вызвал еще в 2007 г. проект строительства трассы Москва — Санкт-Петербург через Химкинский лес (концессионером была Северо-Западная концессионная компания, на тот момент на 50% принадлежавшая Vinci, на 50% — акционерам группы «Н-транс»). Позже несколько акций протеста вызвала концессия на создание системы взимания платы за проезд грузовиков по федеральным трассам «Платон» (концессионер — «РТ-инвест транспортные системы»).

Сложности возникали со строительством автодороги Виноградово — Болтино — Тарасовка в Московской области (общие инвестиции — 53,9 млрд руб.). Некоторые сделки были даже сорваны, например концессия по обращению с отходами в Новосибирске, напоминает А.Щеглов, были случаи, когда интересные проекты из-за информационно-коммуникационных рисков умирали на уровне обсуждения в регионе.

За большинство коммуникационных рисков отвечает публичная сторона — обоснование необходимости проекта, расчет социально-экономических эффектов проводится до выбора частного партнера, говорит представитель группы ВИС (концессионер в проекте дороги Виноградово — Болтино — Тарасовка). Проектом были недовольны люди, проживающие рядом с будущей трассой, а также на землях, где она должна была пройти. Также граждане опасались экологических рисков для леса, связанных со строительством дороги. С общественным мнением можно работать, чем больше публичной информации о проекте, тем меньше рисков, уверен представитель ВИС.

Как считает руководитель InfraOne Research Александра Галактионова, нужно заниматься информационной поддержкой проектов, иначе одобрение сначала превратится в нейтральную оценку, а затем в активное отрицание. Но от качества структурирования сделки общественные риски не зависят, полагает она. Возникают они, как правило, когда у проектов с самого начала нет ответа на вопрос: «А кому и зачем этот проект в принципе нужен?», считает вице-президент Газпромбанка Павел Бруссер. Если решить вопрос предоставления качественной услуги населению, проблем не будет, уверен он.

Риски коммуникации — далеко не главные нефинансовые риски инфраструктурных проектов, замечает исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) Светлана Бик. По ее мнению, это не рост коммуникационных рисков, а рост системного недоверия к власти и недовольства всем, что она делает.

Управляющий партнер «Пионеров ГЧП» Дарья Годунова также отмечает, что проблема доверия стоит остро: чиновники не доверяют частному бизнесу, а бизнес — государству. Даже в самых прозаичных решениях региональные проекты зависят от настроения федеральных властей, сами регионы стараются решения не принимать, чтобы не нести ответственности, рассказывает она.




Другие новости: